for cooperation
for recipients of parcels

Что такое dark store и зачем нужен?

аналитика
20.05.2020
В последнее время в России активно развивается новый формат ритейла с использованием dark store (англ. «тёмный магазин»).

В последнее время в России активно развивается новый формат ритейла с использованием dark store (англ. «тёмный магазин»). После окончание пандемии коронавируса ожидается активный рост dark store по всему миру, включая и нашу страну. Что это за формат и почему он так востребован сейчас разберем в нашем материале.

Dark store – что это?

Принцип, на котором работает dark store – это то, что покупатель формирует онлайн-корзину на сайте или в приложении, а работники собирают заказ на складе. Чем же тогда этот формат отличается от обычного интернет-магазина? В первую очередь, в формате самих складов – дарк сторов. Дарк стор похож не на склад, а на магазин без вывески. Во-первых, условия хранения продуктов и температурные режимы соблюдаются четче, чем на обычных складах, а во-вторых, работники даркстора могут собрать заказ гораздо быстрее, благодаря удобной организации пространства. Если у компании много дарксторов, а дом клиента достаточно близок от одного из них, то время доставки заказа может быть сокращено до получаса или даже 15 минут, что невозможно в обычном формате работы с традиционным складом.

Кто придумал dark store?

Родина dark store Великобритания: впервые формат магазина без покупателей запустила компания Sainsbury’s, однако проект закрыли из-за недостаточного числа заказов. Успешный перезапуск формата осуществила сеть Tesco в 2009 году в предместьях Лондона. Она же ввела в обиход термин dark store.

Сегодня формат магазина без покупателей используют многие крупные FMCG-сети в Европе и США.

А что насчет России?

Экспериментируют с форматом dark store и в России. Одними из новаторов оказалась сеть «М-Видео», запустившая формат в 2013 году. К сожалению, проект пришлось свернуть в пользу классической складской системы.

Повторный запуск формата произошел в 2017 году: проекты запустили «Леруа Мерлен», «Гиперглобус», «Перекресток».

Сейчас формат продолжает активно развивать сеть «Перекресток». По словам представителя компании, они во многом опираются на опыт сети Tesco.

Что можно продавать с помощью dark store?

В основном, dark store – это формат для FMCG ритейла. Расположение небольших дарксторов около жилых районов, быстрая комплектация заказов, позволяют решать проблему «последней мили» для многих продуктовых сетей.

Подобный формат подходит также для продажи одежды и обуви. С помощью дарксторов ритейлеры могут снизить затраты, а следовательно, установить наиболее выгодные цены для своих клиентов.

Опыт работы с новым форматом есть и у некоторых мебельных магазинов. Как правило, это совмещение небольших пунктов заказа и выдачи товара с крупным dark store.

Повлияет ли на покупателей замена традиционного формата на dark store?

Практически нет – разве что заказ он получит быстрее, чем в из традиционного интернет магазина. Формат дарксторов прежде всего удобен для самих ритейлеров. По сути, компания запускает обычный магазин сети, но убирает затраты, связанные с обслуживанием покупателей. Если же местные жители не захотят заказывать товары онлайн, компания всегда сможет переоборудовать даркстор в обычный супермаркет.

Как правило, dark store эффективен для областей, где нет необходимости в больших логистических складах. Замена работы с большим складом на даркстор позволяет сокращать издержки компании. По данным Кристофера Мандвилла, аналитика Jefferies, стоимость доставки заказа из центрального логистического склада в два раза дороже, чем из dark store на базе крупного магазина.

Как будет развиваться формат в ближайшее время?

Пандемия COVID-19 уверенно подстегнула темпы развития формата dark store. Значительная часть населения нуждается в быстрой и надежной доставке продуктов и товаров повседневного спроса.

Мировые лидеры рынка, такие как Walmart, Albertsons, Stop&Shop активно инвестируют в развитие дарксторов и автоматизированные склады внутри магазинов. Walmart тестирует автономные тележки, которые сами комплектуют заказ покупателя и доставляет его работнику супермаркета для дальнейшего оформления.

По данным Statista к концу прошлого года мировой рынок e-commerce составил 3,5 млрд. долларов и 14% от всех розничных продаж в мире. В этом году специалисты прогнозировали рост до 4,2 млрд и 16%, соответственно. В виду сложившейся ситуации вокруг пандемии, эти цифры могут ещё возрасти.